Достопримечательности

Священный куст в деревне Раменье Тарногского района

На территории Тарногского района есть несколько священных рощ-кустов, которые, по мнению А.А.Угрюмова, являются остатками чудских капищ. Слово «куст» Андрей Андреевич объясняет так: «Слово «куст» не славянского корня, а марийского: «кусото» - мольбище». Изучение данных кустов началось в 20-е годы прошлого века. Первым обратил внимание на священные кусты тотемский краевед Черницын. В своей работе «Об охранявшихся кустах в Тарногском районе» он сообщает о трех: Жуковском, Тиуновском и Ярыгинском. В 1926 году вышло постановление Вологодского общества изучения северного края об обследовании кокшеньгских священных рощ. В 1981 году в журнале «Север» опубликована статья А.А.Угрюмова «Кокшеньга – край чуди заволочской», в которой автор писал о священных рощах-кустах, называя их древними чудскими рощами. В 80-е годы 20 века изучением кокшеньгских священных рощ занимался старший научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника И.Ф.Никитинский. В их число попал и Раменский куст.

Цель данной работы: собрать сведения о Раменском священном кусте из различных источников:

- дневниковых записей жителя деревни Кленовая Раменского сельсовета Фрола Федоровича Мальцева,

- статьи И.Ф.Никитинского «Священная роща-куст в деревне Раменье Тарногского района как памятник археологии и этнографии»,

- рассказов местных жителей: Мельцовой Зинаиды Степановны (1929 г.р.) и Лычинской Александры Павловны (1924 г.р.)

Основная часть

1. История Раменского священного куста

Куст находится в полукилометре к северо-востоку от деревни Раменье на возвышенном месте, со всех сторон он окружен полями. Вот описание куста корреспондентом журнала «Сельская новь» Виталием Шенталинским: «Рядом с деревней холм, а на нем стая высоких берез и сосен, окруженная льном горчичного цвета… Может, было здесь когда-то языческое капище, потом – уже на памяти – стояла церковь, а теперь просто высокое чистое место, колыбельный, баюкающий шум ветра в листве и столько неба, что не обнимешь его взглядом…»

Священный куст находится на правом берегу реки Саланги, неподалеку от того места, где в Салангу впадает река Сивеж. Куст имеет почти круглую форму, приблизительно 79 – 85 метров в поперечнике. В нем сегодня 9 сосен, 12 елей и 6 берез, окруженных хвойным и лиственным подлеском: ель, рябина, черемуха, осина. С западной стороны к нему примыкает «улица» - выгороженный между полями прогон для скота. Через сам куст тоже проходит дорога, но уже несколько лет по ней не ездят из-за упавшего поперек дерева. Теперь дорога огибает куст с восточной стороны.

Житель деревни Кленовая Раменского сельсовета Фрол Федорович Мальцев, используя записи, найденные в Раменской Георгиевской церкви, записал историю возникновения деревни Раменье. В его записях упоминается Раменский священный куст как островок леса, уцелевший после пожара летом 1458 года. В нем насчитывалось около полутора десятков сосен в два обхвата. Этот куст не тронули при разработке поля, как память об основании деревни. Ежегодно, в Духов день, в кусту устраивали праздники и подсаживали молодые деревья. Эти посадки продолжались до 1925 года.

Из записей Фрола Федоровича мы также узнали о том, что в 1501 или 1508 году в кусту была поставлена часовня. На широкой сосновой доске на одной из ее стен раскаленным железом были выжжены имена 20 хозяев из Раменья (Костря Иван, Костря Семен, Булатко Мурат, Булатко Ахмет, Безвытко Карп и другие), а также 9 хозяев из соседней деревни Клин (сейчас – Кленовая). Фрол Федорович пишет, что в часовне ежегодно в Духов день служили молебен в память об основателях деревни.

Виталий Шенталинский, будучи в Раменье в августе 1979 года, узнал от местных жителей о том, что раньше в кусту «вбивали ребятишки в дерево острый маленький камешек, который потом зарастал плотью. Считалось, что тем самым роднились они со священной рощей, чтобы предохраняться от бед».

В статье И.Никитинского мы прочитали о том, что в Раменском кусту «каждый житель по достижении 10-12-летнего возраста сажал свое дерево и следил за ним всю жизнь. С этим деревом связывалась судьба и характер человека. Так, толстую, узловатую сосну в Раменьгском кусту посадила, по легенде, сварливая и неуживчивая женщина-попадья».

2. Исследования Раменского священного куста

Летом 1985 года И. Ф. Никитинский проводил в Раменском кусту раскопки. Он обнаружил четыре могильных ямы, расположенные веером. Три ямы были вскрыты. В двух из них имелись останки людей, а третья была ложным погребением. Останки находились на глубине одного метра. Изучив позы погребенных (череп повернут лицевой частью к востоку, руки не сложены крестообразно на груди), ученый сделал вывод о том, что это языческое захоронение.

Могильные ямы имели дно в форме корыта и расширения в верхней части, углы у них были закруглены. В могилах были обнаружены угольки. Много углей и остаток несгоревшего дерева были обнаружены и в ложном погребении. Это, по мнению ученого, говорит о том, что при захоронении свершался обряд, связанный с огнем – сжигание в погребальной яме большого деревянного предмета. «Это языческий обряд, должный помочь душе умершего родственника легче подняться в рай, на небо», - пишет Никитинский. Наличие расширений в верху могильных ям, по мнению ученого, говорит о наличии «намогильных сооружений, имитирующих дом».

Расположение могильных ям веером и наличие у них расширений в верхней части, позы погребенных, следы ритуалов, связанных с огнем, - все это, по мнению И.Ф.Никитинского, говорит о том, что могильник, обнаруженный в Раменском кусту, является языческим.

3. Рассказы местных жителей

Некоторые местные жители помнят часовню, которая стояла в кусту примерно в конце тридцатых – начале сороковых годов прошлого века. Лычинская Александра Павловна (1924 года рождения) рассказала, что с западной стороны к кусту примыкала срубленная из дерева часовня. Она имела круглую форму, высокий купол с крестом, была довольно просторная. В часовне было много больших икон. Один раз в году в Духов день в часовне устраивали службу, на которую собирались жители не только Раменья и Кленовой, но и всех деревень-выставок. Службу проводил поп Георгиевской церкви. К этому дню в кусту наводили порядок: убирали упавшие с деревьев сухие ветки, вывозили их в поле и там сжигали. Между деревьями подметали весь мусор, поэтому в кусту всегда было очень чисто. Вокруг куста в то время была изгородь из жердей.

Мельцова Зинаида Степановна (1929 года рождения) икон в часовне уже не помнит, но рассказывает, что в ней было много церковных книг, которые ребятишки приносили домой, чтобы в них рисовать. За это им попадало от родителей. Потом часовню раскатили по бревнам и куда-то увезли.

В кусту нельзя было срубать деревья, ломать ветки с деревьев, даже траву в нем никогда не косили. Поэтому, наверное, и дерево, упавшее поперек дороги, никто не стал убирать.

Мельцова Зинаида Степановна рассказала о том, что ее родственника Фирсова Александра Ивановича колхозный бригадир отправил в лес найти и срубить сосну на полоз к тракторным саням. Его внимание привлекла растущая в кусту сосна с загнутой вершиной. Но он только раз ударил топором по стволу, и новенький топор раскололся на две части. Сосна эта и сейчас растет в кусту. Окружность ее ствола – 3 м 30 см.

Харинский Павел Михайлович рассказал, что мать послала его в лес срубить елочку, чтобы вычистить печную трубу. Он не захотел идти до леса и срубил елочку в кусту. Но как только залез на крышу, скатился с нее прямо на вкопанную внизу железную бочку.

Вывод. Таким образом, Раменский священный куст является археологическим памятником как языческое захоронение, относящееся к 15 веку, и этнографическим памятником, так как с ним связаны некоторые народные легенды, обычаи и традиции.

В 2015 году на территории Раменского священного куста проходило эколого-историко-просветительское мерпорятие в рамках первого Всероссийского экологического детского фестиваля "Тарногское Раменье       XV - XXI в.в."

Святой родник преподобного Агапита Маркушевского в д.Заречье

Каждая деревня имела свою историю, свои примечательные места. Таким местом, которое еще знали монахи, был святой источник по речке Маркуша. Из воспоминаний Пушниковой Клавдии Михайловны, 1918 года рождения, старейшей жительницы д.Заречье, которой 10.09.2008 года исполнилось 90 лет. На территории Агапитова монастыря был колодец, но за святой водой, возможно, монахи ходили на святой родник. Уже с пятилетнего возраста Клавдия Михайловна помнит, что этот источник был святым (около 1920 года). В Покров поп приходил в часовню, которая была за рекой. Там же было полосное поле, по которому ходили с иконами, поднимались в сторону родника, и поп опрыскивал полосы святой водой из родника. Раньше у родника было одно русло, и вода лилась тонкой струйкой, была колода. Если кто-то заболел и смог дойти до святого источника, мочили в святой воде нательные рубахи, платки, исподки и одевали на себя. Если же больной человек не смог дойти до источника, то родственники приносили одежду, намачивали в воде и несли домой или оставляли у родника. За святой водой для питья и умывания ходили с туесками, даже приходили из колхоза «Красный пахарь» (д.Заварганиха) и с Уфтюги. Мыли такой водой детей, если ребенок плохо ходил, мыли ему ноги. Узнавали, был ли человек безнадежно болен и стоит ли его лечить по тому, как текла вода: если вода текла по солнышку, то человек должен был поправиться. В том месте, где расположен родник, сенокосили. Чей был сенокос, тот и ухаживал за родником. Когда появились деньги,  около источника стали класть и денежки, как благодарность за исцеление, а раньше клали только тряпочки.

         Как видите,  память предков донесла до наших дней исторические сведения, которые в настоящее время нужно по крупицам собирать и хранить.

В настоящее время в д.Заречье действует туристический маршрут "К хрустальному роднику преподобного Агапита"

<script type="text/javascript"> (function(d, t, p) { var j = d.createElement(t); j.async = true; j.type = "text/javascript"; j.src = ("https:" == p ? "https:" : "http:") + "//stat.sputnik.ru/cnt.js"; var s = d.getElementsByTagName(t)[0]; s.parentNode.insertBefore(j, s); })(document, "script", document.location.protocol); </script>

Дата создания: 26.02.2013 09:56

Дата последнего изменения: 10.07.2017 13:44

На главную страницу